«Духовная сфера межэтнических отношений»

Патриотизм в Исламе

Ислам ограниченно связан с многовековой историей духовной культурой народа. На протяжении более чем целого тысячелетия от играл определяющую роль в формировании уклада жизни, мировоззрения и духовных ценностей общества. Процесс проникновения и распространения мусульманской религии в Среднем Поволжье начинает свой отсчет на рубеже VII-VIII столетий нашей эры.

Любовь к своему народу, отождествление себя с ним, может дать колоссальный взлет созидательной активности во всех сферах жизни. Окрыленный национальным чувством, человек может превзойти самого себя, стать выше своих скромных возможностей и потребностей. Именно так созидались великие цивилизации. Этому неудержимому порыву энергии обязаны своим появлением и военные победы, и внутреннее укрепление держав, и стремительный рост культуры. Такие плоды даёт патриотизм в крепнущих, находящихся на подъёме народах.

Любовь к родной земле, Отчизне – чувства, порожденные глубокой верой. В Священном Коране нет понятий «отчизна», «родина», «париотизм», однако в Священном Коране сказано:

«Вспомните милость Аллаха. Вы когда-то были врагами друг друга, Он примирил ваши сердца, вы стали братьями по Его же милости» (сура «Аль ‘Имран», 103 аят), что означает, что все верующие – братья, близкие люди, связанные между собой духовной нитью, и нет ничего лучше этих братских отношений.

Мусульманское сообщество – это целостное социальное и культурное явление, неограниченное никакими этническими рамками. Мусульманскую умму можно считать всемирным братством, объединяющим под одной крышей нации и народности, невзирая на племенные и расовые различия. Но это не означает, что мусульманин должен отречься от своей нации, покинуть свой народ, не любить Родину, потерять связь с национальной культурой. Священный Коран, обогащая общечеловеческую цивилизацию, поддерживает сохранение самобытности каждой  нации, взаимный обмен опытом итрадициями между ними. Сегодня Исламский мир воспинимается всеми как глобальное общество, состоящее  из разных национальностей, этносов, разнообразных культур, которые расположены в разных географических поясах.

Наставления Священного Корана учат относиться одинаково справедливо ко всем людям и делать добро каждому человеку: родственникам и друзьям, путникам, знакомым и незнакомым. При внимательном изучении вопроса о человеческом долге в Исламе, можно заметить, что у каждого мусульманина существуют важные обязанности-прежде всего перед родственниками и соседями. Это говорит о том, что глубокое осознание долга перед близким окружением, народом и отечеством является основой патриотических чувств в Исламе.

Ислам — это великая мировая религия, утверждающая такие необходимые человеку качества, как любовь к истине и здравомыслию, гуманизм и добропорядочность, а Отчизна, Родина — сущность, воплощающая лучшие качества, подвигающая индивида к высокой цивилизации. Их цель — благо народа, ради этого народ должен быть единым целом, идти плечом к плечу и действовать сообща. Для веры и истинно верующих нет ничего выше и ценнее родной земли. Священное понятие свободы, единства и взаимного согласия, к которым на протяжении веков устремлялись помыслы наших предков, необходимо беречь как зеницу ока, поэтому они должны быть запечатлены в самых глубинах нашего сердца.

Родина — это почва, из которой человек берет свои корни. Без Родины нет полноценного счастья. Поэтому, каждый человек должен почитать родную землю, любить Отчизну. Только верующий человек может почитать и дорожить своей Родиной.

Человеку без Веры недоступно высшее достоинство и суть его Родины.

Любовь к народу и земле для праведного мусульманина с благими намерениями является одним из святых понятий. Если так, то почитание Родины для каждого мусульманина является святой обязанностью.

Родиной мы называем семью и очаг, землю, воздух, которым дышим; воду, которую пьем; богатую и обширную территорию; село и народ, где живут друзья и сверстники, с которыми мы росли; страну, где живут наши почтенные родители, супруги и дети. Общину, у которой один язык, одна история и культура, мы называем нацией. Человек не выбирает себе национальность. Аллах создает его представителем одной из наций. Об этом в священном Коране говорится:

«О люди! Без сомнения Мы породили вас от одного мужчины и от одной женщины (Адама и Евы). Мы также создали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самые почитаемые перед Аллахом среди вас – богобоязненные. Без сомнения, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Худжурат», 13 аят).

Если так, то следует воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине. Но в Исламе нет места национализму в негативном смысле, когда за счет унижения других возвышается одна нация.

Напротив, быть представителем этого народа и земли, возносить молитвы за них — религиозный и гражданский долг каждого мусульманина. Поэтому в своих наставлениях нужно разоблачать скрытые цели разных сект и иноземных миссионеров, их коварные действия. В цивилизованной борьбе против сект, противостоянии им мусульмане нашей страны должны объединиться.
Ислам – религия, призывающая сохранять мирную жизнь и порядок. Это дает возможность каждому человеку полноценно выполнять долг мусульманина перед Аллахом и людьми. Примерный мусульманин уважает законы своей страны, желает, чтобы в ней присутствовало общественно-политическое постоянство и мир, прилагает усилия для ее экономического процветания. Он молится за тех сограждан, на чьи плечи возложена ответственность за будущее Ислама, просит их благополучия у Всевышнего Аллаха. Как-то исламский мудрец и праведник аль-Фудайль ибн ‘Иядиз числа праведных предшественников (саляф) сказал: «Если мне будет ниспослана возможность прочитать молитву, которую Аллах несомненно примет, тогда бы я помолился за нашего султана, попросив для него благополучия». Когда окружающие спросили о причине этого, он ответил: «Если я помолюсь за себя, то моя молитва не принесет никому пользы кроме меня самого. Если я помолюсь за нашего султана, и на него падет милость Аллаха, то многие нации, народы удостоятся милосердия».

В нашей религии нет места насилию и междоусобной войне. Воюющие — невежи, неучи или те, кто, прикрываясь религией, хочет заработать политические дивиденды. Ислам не призывает к войне между цивилизациями. Ислам не воюет ни с кем. Ислам — религия гуманизма. Нужно ценить жизнь, которую даровал Аллах. никому не причинять вреда.

Разжигание вражды противоречит канонам Ислама. Ислам – религия дружбы, единства и познания. Поэтому мусульмане нашей страны должны объединиться против тех, кто использует Коран и Священную Сунну в политических целях и под разными предлогами старается разделить и противопоставить народы друг другу. Они должны призывать заблудших к единению, миру и спокойствию на истинном пути Аллаха.

Когда посланник Всевышнего, Пророк Мухаммад (с.а.в.) в год хиджры переселялся в Медину, то, достигнув местности Хазвара, он остановил верблюда, долгим грустным взором смотрел на Мекку, где когда-то появился на свет, и затем промолвил: «Валлахи, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя». (Муснад Ахмад 4/305, № 18737; Мустадрак аль Хакима, № 4204)

Как-то, посмотрев на гору Ухуд, Пророк Мухаммад (с.а.с.) произнес непростые слова: «Мы любим Ухуд, и Ухуд любит нас» (Бухари «Джихад», 71; Муслим «Хадж», 504). Это свидетельствует о бесконечной любви нашего Пророка (с.а.с.) к родной земле, каждой ее горе, камню…

В одном из хадисов сказано: «Два глаза не сгорят в адском пламени: одни, которые рыдали наедине, раскаиваясь в грехах, другие, которые не смыкались, защищая Родину, охраняя ее границы». Это значит, что к бескрайним просторам нашей прекрасной Отчизны, следует относиться как к Великому Залогу и Завету предков, переданных нам, потомкам, на хранение.

Слова «Любовь к Родине часть веры» не являются достоверным хадисом от Пророка (с.а.в.), однако принадлежать праведным предшественником, а ученые сказали, что смысл этих слов соответствует шариату (см. Али аль-Кари. аль-Мауду’ат аль-кубра с 181-182).
Родина – это земля, где покоится прах предков, что возлагает особый долг на потомков. Для того чтобы любить свою Родину, человек должен хорошо знать родной язык, историю и культуру. Человек, который не ценит  свой язык, национальную культуру, постепенно начинает отдаляться от своих корней. Язык – отражение внутреннего, духовного мира человека. Мышление каждого народа отражается в его языке. Если это так, то сохранение языковой среды – один из путей сохранения нации.

Ислам не запрещает какой-либо нации сохранять свой язык, проявлять уважение к нему. Важно понять: если язык формирует человеческую мысль, то история – сознание и память. История – кладезь огромной мудрости и силы. Материальное и духовное наследие великих побед и горестных поражений, поэмы о подвигах наших предков навсегда останутся в истории. Поэтому Исламская религия призывает к изучению истории, извлечению из нее полезных уроков.

Ислам обязывает защищать, как зеницу ока, пять вещей: религию (веру), жизнь (душу), разум (интеллект, знания, рассудок), честь (совесть, потомство), имущество.Защита Родины входит в эти пять понятий. Человек, погибший, защищая эти ценности, считается умершим за святое дело. Известно, что погибшие во имя Аллаха за правое дело, в Судный день попадают в рай.

В Священном Коране сказано об этом: «Не называйте покойниками тех, кто погиб во имя Аллаха. Напротив, живы они, но вы не ведаете этого» (сура «Бакара», 154 аят). Поэтому, тех, кто рисковал жизнью ради защиты Родины, светлого будущего нации, мы причисляем к погибшим во имя Аллаха, и будем молиться, чтобы их души попали в рай. А тех, кто намеревался стать шахидом-смертником якобы во имя Аллаха, взорвав бомбу среди мирных людей, мы не приветствуем и осуждаем.

В Священном Коране говорится: «Убийство одного невинного человека равносильно убийству всего человечества» (сура «Маида», 32 аят). Поэтому мусульмане всегда на стороне мирной жизни, дружного существования. В первые годы утверждения Ислама мусульмане жили в мире и согласии с соседними иудейскими и христианскими общинами. Во 2-й и 25-й статьях  «Мединского соглашения» – первой конституции, которая является своего рода декларацией прав человека, для иудеев освещались  свободы вероисповедания.

В эпоху халифатов также не оказывалось никакого давления на представителей других религий, которых приютили мусульмане, напротив – их права, как правило, всегда были защищены. В связи с этим справедливость и религиозная терпимость мусульман была высоко оценена, и многие представители других культур (например, ученый иудеев ‘Абдуллах ибн Салям) приняли Ислам.

Любовь к Родине означает любовь к народу, месту проживания, ко всем ценностям, с которыми они связаны. Да, мусульманину не дано право выбора родной земли, но он в ответе за нее. Свою судьбу он должен представлять вместе с землей, на которой родился, должен считать себя ответственным за ее развитие, духовное процветание. Существуют моменты, когда уважение к Родине переплетается с условиями веры. Наша Родина полна бесчисленных даров Аллаха. Иметь Родину означает благословение Аллахом своего раба. Поэтому любить Родину, по причине благорасположенности Аллаха, означает – умножить благодарность, усилить веру.

Любовь к Родине – прирожденное человеческое чувство. Духовно богатый человек воспринимает это начало как милость Аллаха, и благодарит Его. Те, у кого темная душа, опустошенное сердце, не могут полностью исполнить долг любви к Родине. Чувства любви к Отчизне, уважение к народу зарождаются в семье. Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем за домом своего мужа и его детьми» (аль-Бухари, 583; Муслим, 1829). Если так, то глава семьи в ответе за то, чтобы дать ребенку хорошее воспитание, научить его таким ценностям, как уважение к родному народу, отечеству, религии. Ребенок, который не смог воспринять от своих родителей уважения к родной земле и дух патриотизма, в будущем не сможет стать искренним верующим и настоящим человеком.

Любовь к родной земле означает, что нужно предпринимать усилия в ее процветании, помогать молодым в стремлении к знаниям. Поэтому в Исламе самое лучшее пожертвование делают те, кто помогает ищущим знаний. Это, несомненно, забота о будущем страны. Потому, как сказано в одном совете: «Если заботишься об одном годе, посей зерно. Заботишься о десяти годах, посади деревья. Заботишься о сотне лет, воспитывай потомков, удели внимание их знаниям». Как отмечают крупные исследователи последних столетий: «Есть три недуга, сдерживающие развитие мусульман: невежество, междоусобица, бедность», поэтому сегодня забота образованного мусульманина о народе заключается в том, чтобы молодежь получала соответствующие эпохе знания, а также воспитывалась в духе патриотизма и мусульманских традиций».